Написать ЭТО нас побудил отчет Корабельникова за
1997… Участники: Дима, Лариса, Сергей, Яна. Сплавсредства: 2 байдарки “Таймень-2” Термины и что мы под ними понимаем: Завал – ну это ясно, завал “он и в Африке
завал” (С) :) . Обнос – это такой способ преодоления
препятствия, когда ногами на землю встаешь и
много несешь :) Проводка – это такой способ преодоления
препятствия, когда ногами на землю, но несешь не
много (пару весел, например :)
) Быстроток – это такой участок реки, когда
течение ускоряется, барашки появляется и все
такое… Русло – собственно это то место, где вся вода
и течет, не считая паводковых разливов. Струя - он же стрежень. Как известно течение
реки не однородно и делится на потоки:
центральный и периферийные. Периферийные потоки
характеризуются вихреобразным движением,
закручиваясь в соответствующие стороны (левый
влево, правый вправо), а центральный идет прямо.
Вот его то мы и называем струёй. Перекат – отрезок реки длиной до 30-50 метров с
каменистым дном без резких перепадов, частично
выходящим на поверхность. Шивера - отрезок реки длиной от 50 метров с
каменистым дном без резких перепадов, частично
выходящим на поверхность. Рукав – одно из русел реки, образующихся
после деления при оптикании больших участков
суши (островов) Меандр – это мы опустим :) (
пишите на мыло кому надо) Прижим – при меандрирование река, как
известно, размывает берега, и там где он
достаточно крепкий ей это удается плохо. Таким
образов, струя бьется в такой берег, неся
сплавсредства прямо на камни :) .
Конечно, таких мест на Волме в нашу воду не было,
но, судя по отчету, побудившему нас состряпать
это описание, должны были быть :)
. Остров – такой участок не затапливаемой суши
с растительностью между рукавами. Самосплав – ну это всем известно, халява…
1 мая 2002 1-17 Поезд
Москва-Мурманск, купе~370-450р. 6-30. Ст. Окуловка, берем машину (Москвич-2141 с
багажником). 200-250р решат проблему доставки на
место :) . Сотовый (МТС, Северо-западный GSM) работает
отлично, МСС (NMT) не пашет. 8-30 Место
начала сплава за д. Малое Боротно ~2 км. Связи уже
нет.
Дорога пересекает реку по
бетонным трубам, заполненным на треть.
Вода 11 градусов. Погода
летняя. Шли наполовину загидрившись.
12-20
Быстроток на
2-ю ступеньку,
в конце правый прижим с
остатками строго завала.
12-30. Третий завал, тоже
старый - делали
проводку
под ветками. За
завалом ступенька, над которой нависает дерево,
просвет 40-70см.
12-50. Был завал
:) , на котором догнали группу из 5
байдарок, вышедшую на 1,5 часа раньше нас. 12-54.
Опять пилим.
Далее серия перекатов,
ступенек и быстротоков с остатками старых
завалов, камнями по струе.
15-00 “Война войной, а обед
по расписанию” (С), ну и сон конечно :) . 17-00. Вышли, сразу
проснулись и взбодрились на хорошем быстротоке. 17-20Мост между д.
Карпово и д. Бол. Заполек. Промежуток до
воды порядка 1 м. Ниже моста быстроток
заканчивается, ширина реки около 10 метров.
18-40 Правый приток,
шириной около 2 метров. Далее еще ступенька. 18-55 Ступенька, на которой
русло раздваивается. Шли по левому рукаву. Видимо
это последнее препятствие верхнего участка,
описанное в
отчете Корабельникова за 1997. 19-00. Сразу за ступенькой
в левом борту течет ручей, а на высокой террасе
есть площадка для лагеря.
2 мая 2002 13-50.
Встали на
воду, погода – лето! Сразу вправо прижим,
заканчивающиеся бревном и островом. 14-00 Левый
прижим с большим камнем 14-15 Шивера. 14-25 Остров со
ступенькой, шли справа. 14-35
Шивера с большим камнем. 14-57Мост у д. Волма, за
ним ступенька 0,2 м.
15-40 д.
Низовка, делаем перекус, сцепившись и идя
самосплавом. 16-12
Порог!
(ступенька:))
Сужение с выносом на камень,
лежащий прямо в струе.
Маневр
затруднен ветками справа. Далее шивера длинной около 200м с большими
камнями, прижим и опять шивера. Одно из наиболее
классных мест этого участка реки.
16-30 Перекаты. 16-45 Остатки
большого завала. 17-30. Два
крупных притока (справа – р. Олешонок, слева – р.
Черная). Река успокаивается, воды прибавляется на
треть, ширина становиться 15-29 метров. Через 1,5 км
после правого прижима с небольшим притоком, где
река делает разворот на 180 градусов, начинается
почти прямой участок в N километров (для гребли
:) ) с редкими перекатами, который
продолжается до д. Вороново. 20-00 Мост у д.
Вороново, делаем перекус и решаем, что делать
дальше. Хотели найти машину для переброски на
Льняную, но не нашли … ни одного трезвого водилу :) 20-45.
Двинулись дальше. Как не странно (а шли то
практически между деревнями), спугнули кучу
бобров, а некоторые из нас даже видели медведя :) . 21-50. Встали на ночевку в
150-ти метрах от впадения р. Веребушка на левом
берегу в березняке, красивое местечко, кстати.
3 мая 2002 9-45.
Вышли,
через 15 минут были под мостом между д. Жерновка и
д. Усть-Волма. Связь (Северо-западный GSM) не
устойчивая и есть, если только подняться повыше
на левый берег, а МСС (NMT) и не пахнет. Автобусная остановка в 200-сот метрах на левом
берегу. Решили выбрасываться и сходить еще на р.
Льняная от д. Коржава. Автобус идет до г. Крестцы (30км) утром 7-30 и днем в
16-00, ехать 40 минут. Там сотовый (МТС и МСС) работает
отлично (еще бы трасса Е-95 на Питер). Оттуда
автобус в 17-30, до Окулоки 54 км (34 р.+ багаж)
Итого времени на
воде: 1 день - 7 часов 20 минут (включая самосплав на
перекусе и 2 часовой отдых на обеде) 2 день - 8 часов (включая самосплав на перекусе и 45
минут перекуса на суше) 3 день - 12 минут до моста (кстати, до впадения во
Мсту еще минут 30 сплава)
На карте м 1: 100 000 река Волма расположена на листах О-36-053 и О-36-054
Текст составили Провоторов Дмитрий и Шилов Сергей . Если что, пишите на почту sss гав-гав s-s-s.ru