Я
 

Активный отдых
На воде

На
главную
страницу ...







Сергей Шилов
© 2005-2014

 

Волма на 1-3 мая 2002:
 

Предисловие: Написать ЭТО нас побудил отчет Корабельникова за 1997…
Участники: Дима, Лариса, Сергей, Яна.
Сплавсредства: 2 байдарки “Таймень-2”
Термины и что мы под ними понимаем:
Завал
– ну это ясно, завал  “он и в Африке завал” (С) :) .
Обнос – это такой способ преодоления препятствия, когда ногами на землю встаешь и много несешь :)
Проводка – это такой способ преодоления препятствия, когда ногами на землю, но несешь не много (пару весел, например :) )
Быстроток – это такой участок реки, когда течение ускоряется, барашки появляется и все такое…
Русло – собственно это то место, где вся вода и течет, не считая паводковых разливов.
Струя - он же стрежень. Как известно течение реки не однородно и делится на потоки: центральный и периферийные. Периферийные потоки характеризуются вихреобразным движением, закручиваясь в соответствующие стороны (левый влево, правый вправо), а центральный идет прямо. Вот его то мы и называем струёй.
Перекат – отрезок реки длиной до 30-50 метров с каменистым дном без резких перепадов, частично выходящим на поверхность.
Шивера - отрезок реки длиной от 50 метров с каменистым дном без резких перепадов, частично выходящим на поверхность.
Рукав – одно из русел реки, образующихся после деления при оптикании больших участков суши (островов)
Меандр – это мы опустим :) ( пишите на мыло кому надо)
Прижим – при меандрирование река, как известно, размывает берега, и там где он достаточно крепкий ей это удается плохо. Таким образов, струя бьется в такой берег, неся сплавсредства прямо на камни :) . Конечно, таких мест на Волме в нашу воду не было, но, судя по отчету, побудившему нас состряпать это описание, должны были быть :) .
Остров – такой участок не затапливаемой суши с растительностью между рукавами.
Самосплав – ну это всем известно, халява…

1 мая 2002
1-17
Поезд Москва-Мурманск, купе~370-450р.
6-30.
Ст. Окуловка, берем машину (Москвич-2141 с багажником). 200-250р решат проблему доставки на место :) . Сотовый (МТС, Северо-западный GSM) работает отлично, МСС (NMT) не пашет.
8-30
Место начала сплава за д. Малое Боротно ~2 км. Связи уже нет. Дорога пересекает реку по бетонным трубам, заполненным на треть. Вода 11 градусов. Погода летняя. Шли наполовину загидрившись.

11-40. Встали на воду, ширина реки 6-8 метров, хорошо ощутим уклон.
11-50 Старый завал - первый обнос. После завала 1-я ступенька.

12-00 Береза поперек реки - второй обнос .

12-20 Быстроток на 2-ю ступеньку, в конце правый прижим с остатками строго завала.

12-30. Третий завал, тоже старый - делали проводку под ветками. За завалом ступенька, над которой нависает дерево, просвет 40-70см.

12-50. Был завал :) , на котором догнали группу из 5 байдарок, вышедшую на 1,5 часа раньше нас.
12-54. Опять пилим.
Далее серия перекатов, ступенек и быстротоков с остатками старых завалов, камнями по струе.

14-00 Старый завал – 4-й обнос

14-15 Серия перекатов, ступенек и быстротоков с остатками старых завалов, камнями по струе.
14-30 Препятствие в виде сужения русла, с камнями и остатками завала.

15-00 “Война войной, а обед по расписанию” (С), ну и сон конечно :) .
17-00. Вышли, сразу проснулись и взбодрились на хорошем быстротоке.
17-20 Мост между д. Карпово и д. Бол. Заполек. Промежуток до воды порядка 1 м. Ниже моста быстроток заканчивается, ширина реки около 10 метров.

17-45 Устье р. Колпинка, прибавляющей где-то треть воды. Ширина становится 12-15 метров.

18-40 Правый приток, шириной около 2 метров. Далее еще ступенька.
18-55 Ступенька, на которой русло раздваивается. Шли по левому рукаву. Видимо это последнее препятствие верхнего участка, описанное в отчете Корабельникова за 1997.
19-00. Сразу за ступенькой в левом борту течет ручей, а на высокой террасе есть площадка для лагеря.

2 мая 2002
13-50.
Встали на воду, погода – лето! Сразу вправо прижим, заканчивающиеся бревном и островом.
14-00 Левый прижим с большим камнем
14-15 Шивера.
14-25 Остров со ступенькой, шли справа.
14-35 Шивера с большим камнем.
14-57 Мост у д. Волма, за ним ступенька 0,2 м.

15-03. Еще ступенька, после течение замедляется.

15-40 д. Низовка, делаем перекус, сцепившись и идя самосплавом.
16-12 Порог! (ступенька:)) Сужение с выносом на камень, лежащий прямо в струе. Маневр затруднен ветками справа. Далее шивера длинной около 200м с большими камнями, прижим и опять шивера. Одно из наиболее классных мест этого участка реки.

16-30 Перекаты.
16-45 Остатки большого завала.
17-30. Два крупных притока (справа – р. Олешонок, слева – р. Черная). Река успокаивается, воды прибавляется на треть, ширина становиться 15-29 метров. Через 1,5 км после правого прижима с небольшим притоком, где река делает разворот на 180 градусов, начинается почти прямой участок в N километров (для гребли :) ) с редкими перекатами, который продолжается до д. Вороново.
20-00 Мост у д. Вороново, делаем перекус и решаем, что делать дальше. Хотели найти машину для переброски на Льняную, но не нашли … ни одного трезвого водилу :)
20-45. Двинулись дальше. Как не странно (а шли то практически между деревнями), спугнули кучу бобров, а некоторые из нас даже видели медведя :) .
21-50. Встали на ночевку в 150-ти метрах от впадения р. Веребушка на левом берегу в березняке, красивое местечко, кстати.

3 мая 2002
9-45.
Вышли, через 15 минут были под мостом между д. Жерновка и д. Усть-Волма. Связь (Северо-западный GSM) не устойчивая и есть, если только подняться повыше на левый берег, а МСС (NMT) и не пахнет.
Автобусная остановка в 200-сот метрах на левом берегу. Решили выбрасываться и сходить еще на р. Льняная от д. Коржава.
Автобус идет до г. Крестцы (30км) утром 7-30 и днем в 16-00, ехать 40 минут. Там сотовый (МТС и МСС) работает отлично (еще бы трасса Е-95 на Питер). Оттуда автобус в 17-30, до Окулоки 54 км (34 р.+ багаж)

Итого времени на воде:
1 день - 7 часов 20 минут (включая самосплав на перекусе и 2 часовой отдых на обеде)
2 день - 8 часов (включая самосплав на перекусе и 45 минут перекуса на суше)
3 день - 12 минут до моста (кстати, до впадения во Мсту еще минут 30 сплава)

На карте м 1: 100 000 река Волма расположена на листах О-36-053 и О-36-054

Текст составили Провоторов Дмитрий и Шилов Сергей .
Если что, пишите на почту sss гав-гав s-s-s.ru